Авиационные карты

Авиационные карты, применяемые на ВС гражданской авиации, подраз — іедяются на полетные и бортовые. Полетная карта — один из основных документов, используемых для само — летонож ІЄВІІЯ. Полеты без полетной карты запрещаются. Бортовые карты предназначены для самолетовожде­ния в случаях. когда ВС вынужден­но выходит из района, охватываемого полезной картой, а также для ис — пользопання радионавигационных средств большой дальности действия.

Основным видом карт, нспользсс — мых в гражданской авиации СССР, являются карты, выполненные в меж­дународной (видоизмененной полико ническон) проекции В качестве по­летных карт для самолетов 1. 2 и 3-го класса используются полимарш — рутные карты масштаба 1:2000000. В качестве бортовых используются карты такого же масштаба или масштаба 1:4000 000 Для самоле­том 4-го класса и вертолетов всех классов в качестве полетной испо. зь

зуется карта масштаба 1 : I 000 00′) (а при выполнении специальных ві, доп работ и карты более крупнота масштаба), в качестве бортовой — масштаба I : 2 000 000.

Разграфка и номенклатура карт в международной проекции. Основой для нее служит карта масштаба / / 000 000 Разграфка и номгньла тура листов карты этого масштаба осуществляются следующим образом Поверхность земного шара от эквато­ра и до широты 88° делят на пояса, но 22 пояса в каждом полушарии Ширина пояса 4°. Каждый пояс обо­значен заглавной буквой латинского алфавита, начиная от экватора (А. ВС, ..). Поверхность земного шара также іелится на 60 колонок шири ной 6е каждая, обозначенных араб­скими цифрами от 1 до 60, начиная от меридиана 180° к востоку. Таким образом, каждый лист карты получа­ет цифробх’квениое обозначение, на­пример К-46. Листы приполярных областей имеют вид круга с полю сом в центре и обозначаются бук­вой Z

Разграфка и номенклатура карты масштаба 1.500 000 осуществляется путем делении листа масштаба I : I 000 00) на четыре ранные части с обозначением их заглавными бук — нлмн русского алфавита (А, Ь, В. …). Лист имеет размер 2° но широте и 3° по юлготе. его номенк­латура состоит из номенклатуры со­ответствующего листа карты милли­онного масштаба п соответствующей русской буквы, например К-46 В.

Лист карты масштаба 1:200 00ч получают делением карты миллион­ного масштаба на 36 частей (6 ря дов и 6 колонок) с обозначением их римскими цифрами. например К-46-ХХ1

Лист карты масштаба 1:100000 получают делением листа масштаба I : 1000 000 на 144 части (размгром 20′ по широте и 30′ но долготе) и обозначением их арабскими цифрами, например К 46-115.

Для карт более мелкого масшта­ба принята другая номенклатура Для получения листа карты масшта ба 1:2000000 общую карту делят па пояса (обозначают заглавными буквами русского алфавита, счет ве­дут от северной широты 76° к югу) и колонки (обозначают римскими цифрами, счет ведется от западной юлготы 12° на восток). Лист карты масштаба 1:2000 600 имеет размер 12° по широте и 18° по долготе п включает в себя 9 листов карты мас­штаба 1 : 1 000 000. Пример номенк­латуры: Л-111.

Номенклатура листа полимарш рутой карты масштаба 1:2000 000 имеет вид Б’-111 Листы полимарш — рутной карты по сравнению с обыч­ной картой масштаба 1 : 2 000 000 имеют большие размеры, нарезка их осуществляется с перекрытием.

Для разграфки карт масштаба I : 4 000 000 поверхность земного ша ра телят на 6 поясов и 10 колонок (размеры листа 24° по широте и 36° но долготе). Номенклатура листа со­стоит из заглавной буквы русского алфавита и арабской цифры, напри­мер А-2 Счет поясов и колонок та­кой же, как v карты масштаба I : 2 000 000.

Искажения на картах. Карты мас­штаба 1 1000 000 допустимо склеи­

вать в блоки или полосы. При состав­лении блока из четырех карт неиз­бежны разрывы между ними, харак­теризуемыми углом е (рис. 2.14) или линейными разрывами 1, к. Они могут быть рассчитаны следующим обра зо м

е »25′ cos фор. сл-

1 — 3,25 cos фер. с.С

<г =4.87 cos*фср. Вл — (2.26)

где фср. сл — средняя широта блока из четырех листов.

В этом выражении линейные раз­меры I и к измеряются в миллимет­рах. В средних широтах разрывы со­ставляют 1—2 мм, что компенсиру­ется деформацией бумаги при склей­ке. Поэтому практически можно скле-

image28

Рис 2 14. Ьлоки полетных карт’

о — склейка по парлл. юлн 6 склейка по меридиану

ивать блоки и из девяти карт. При этом неизбежны дополнительные искажения, возникающие при перехо­де с одного листа карты на другой В пределах одного блока ортодромию можно с точностью до 1 мм прокла дывать в виде прямой линии.

Карта масштаба 1 : 2 000 000 име­ет искажения для длин до 1%, а для углов до 1°. Лишь в углах карты ис­кажения больше Склейка листов в блок нецелесообразна из-за большого углового разрыва между листами. Карты этого масштаба склеивают в полосы. Ортодромия в виде прямой липни может прокладываться при ее протяженности ис более 400 км.

При практической работе с кар­тами необходимо также учитывать точность ее полиграфического испол­нении и погрешности графической работы на карте. Наиболее точно на несена на карту сетка меридианов и параллелей, их смещение характери­зуется средней квадратической по­грешностью о» = 0,2 . . . 0,3 мм

Остальные пункты нанесены с по­грешностью а = 0,5. .0,6 мм Сред няя квадратическая погрешность на несения на карту точки в полете со­ставляет около ог = 0,5 мм. Экспери­ментально оцененная СКП измере ния расстояний на карте составляет о. ч = 0,8 мм, а углов оА=0,8° При­везенные значения погрешностей не учитынают искажений, присущих про­екции карты, а также искажений, возникающих из-за склеивания ли стов карты в блоки.

Глава З

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА