Авиационные карты
Авиационные карты, применяемые на ВС гражданской авиации, подраз — іедяются на полетные и бортовые. Полетная карта — один из основных документов, используемых для само — летонож ІЄВІІЯ. Полеты без полетной карты запрещаются. Бортовые карты предназначены для самолетовождения в случаях. когда ВС вынужденно выходит из района, охватываемого полезной картой, а также для ис — пользопання радионавигационных средств большой дальности действия.
Основным видом карт, нспользсс — мых в гражданской авиации СССР, являются карты, выполненные в международной (видоизмененной полико ническон) проекции В качестве полетных карт для самолетов 1. 2 и 3-го класса используются полимарш — рутные карты масштаба 1:2000000. В качестве бортовых используются карты такого же масштаба или масштаба 1:4000 000 Для самолетом 4-го класса и вертолетов всех классов в качестве полетной испо. зь
зуется карта масштаба 1 : I 000 00′) (а при выполнении специальных ві, доп работ и карты более крупнота масштаба), в качестве бортовой — масштаба I : 2 000 000.
Разграфка и номенклатура карт в международной проекции. Основой для нее служит карта масштаба / / 000 000 Разграфка и номгньла тура листов карты этого масштаба осуществляются следующим образом Поверхность земного шара от экватора и до широты 88° делят на пояса, но 22 пояса в каждом полушарии Ширина пояса 4°. Каждый пояс обозначен заглавной буквой латинского алфавита, начиная от экватора (А. ВС, ..). Поверхность земного шара также іелится на 60 колонок шири ной 6е каждая, обозначенных арабскими цифрами от 1 до 60, начиная от меридиана 180° к востоку. Таким образом, каждый лист карты получает цифробх’квениое обозначение, например К-46. Листы приполярных областей имеют вид круга с полю сом в центре и обозначаются буквой Z
Разграфка и номенклатура карты масштаба 1.500 000 осуществляется путем делении листа масштаба I : I 000 00) на четыре ранные части с обозначением их заглавными бук — нлмн русского алфавита (А, Ь, В. …). Лист имеет размер 2° но широте и 3° по юлготе. его номенклатура состоит из номенклатуры соответствующего листа карты миллионного масштаба п соответствующей русской буквы, например К-46 В.
Лист карты масштаба 1:200 00ч получают делением карты миллионного масштаба на 36 частей (6 ря дов и 6 колонок) с обозначением их римскими цифрами. например К-46-ХХ1
Лист карты масштаба 1:100000 получают делением листа масштаба I : 1000 000 на 144 части (размгром 20′ по широте и 30′ но долготе) и обозначением их арабскими цифрами, например К 46-115.
Для карт более мелкого масштаба принята другая номенклатура Для получения листа карты масшта ба 1:2000000 общую карту делят па пояса (обозначают заглавными буквами русского алфавита, счет ведут от северной широты 76° к югу) и колонки (обозначают римскими цифрами, счет ведется от западной юлготы 12° на восток). Лист карты масштаба 1:2000 600 имеет размер 12° по широте и 18° по долготе п включает в себя 9 листов карты масштаба 1 : 1 000 000. Пример номенклатуры: Л-111.
Номенклатура листа полимарш рутой карты масштаба 1:2000 000 имеет вид Б’-111 Листы полимарш — рутной карты по сравнению с обычной картой масштаба 1 : 2 000 000 имеют большие размеры, нарезка их осуществляется с перекрытием.
Для разграфки карт масштаба I : 4 000 000 поверхность земного ша ра телят на 6 поясов и 10 колонок (размеры листа 24° по широте и 36° но долготе). Номенклатура листа состоит из заглавной буквы русского алфавита и арабской цифры, например А-2 Счет поясов и колонок такой же, как v карты масштаба I : 2 000 000.
Искажения на картах. Карты масштаба 1 1000 000 допустимо склеи
вать в блоки или полосы. При составлении блока из четырех карт неизбежны разрывы между ними, характеризуемыми углом е (рис. 2.14) или линейными разрывами 1, к. Они могут быть рассчитаны следующим обра зо м
е »25′ cos фор. сл-
1 — 3,25 cos фер. с.С
<г =4.87 cos*фср. Вл — (2.26)
где фср. сл — средняя широта блока из четырех листов.
В этом выражении линейные размеры I и к измеряются в миллиметрах. В средних широтах разрывы составляют 1—2 мм, что компенсируется деформацией бумаги при склейке. Поэтому практически можно скле-
Рис 2 14. Ьлоки полетных карт’ о — склейка по парлл. юлн 6 склейка по меридиану |
ивать блоки и из девяти карт. При этом неизбежны дополнительные искажения, возникающие при переходе с одного листа карты на другой В пределах одного блока ортодромию можно с точностью до 1 мм прокла дывать в виде прямой линии.
Карта масштаба 1 : 2 000 000 имеет искажения для длин до 1%, а для углов до 1°. Лишь в углах карты искажения больше Склейка листов в блок нецелесообразна из-за большого углового разрыва между листами. Карты этого масштаба склеивают в полосы. Ортодромия в виде прямой липни может прокладываться при ее протяженности ис более 400 км.
При практической работе с картами необходимо также учитывать точность ее полиграфического исполнении и погрешности графической работы на карте. Наиболее точно на несена на карту сетка меридианов и параллелей, их смещение характеризуется средней квадратической погрешностью о» = 0,2 . . . 0,3 мм
Остальные пункты нанесены с погрешностью а = 0,5. .0,6 мм Сред няя квадратическая погрешность на несения на карту точки в полете составляет около ог = 0,5 мм. Экспериментально оцененная СКП измере ния расстояний на карте составляет о. ч = 0,8 мм, а углов оА=0,8° Привезенные значения погрешностей не учитынают искажений, присущих проекции карты, а также искажений, возникающих из-за склеивания ли стов карты в блоки.
Глава З
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА